Как снимать интервью

INT (2)

Коротко о главном

Интервью – это один из самых трудных журналистских жанров, несмотря на то, что и самый распространенный. Это сплав многих умений, где главное — это умение общаться. От того, как вы пообщаетесь, как наладите контакт, сможете войти в доверие к человеку, зависит и  качество полученной информации.

В интервью многое зависит от умения читать человека: в каком он сейчас настроении, нервничает ли он, торопится, хорошо ли спал и так далее. Все это считывать буквально с первых секунд общения сложно, но можно, если  тренироваться.

От чего еще зависит успех интервью?

От постановки задачи для интервью, потому что в одном случае нам нужно получить именно какую-то информацию, а сама личность тут вторична, в другом случае, когда это какой-нибудь известный человек и это большое самостоятельное интервью,  важно не то, что именно скажет человек, а его эмоции, реакции на вопросы, поведение, манера говорить и  так далее. То есть  перед интервью  нужно это определить для себя.

От четкого формулирования темы разговора, чтобы вы могли, договариваясь о встрече, озвучить ее человеку.

Далее, если не сильно владеете темой, нужно почитать и разобраться в той сфере, о которой собираетесь беседовать, чтобы составить перечень возможных вопросов. Потому что очень часто должностные лица требуют список вопросов сразу, когда вы будете договариваться об интервью.  И от этого списка напрямую зависит, согласятся ли беседовать с вами.

Какими должны быть вопросы?

Вопросы должны быть:

Понятными, то есть иметь одинаковый  смысл и для вас, и для вашего собеседника.

Краткими – содержать в себе одну мысль, не  кучу сразу.

Если у вас не 10 секунд, чтобы задать на бегу человеку вопрос: так это вы убили свою жену, чтобы получить от него да или нет, то формулируйте вопросы так, чтобы ответ вообще не предполагал эти да или нет, а чтобы человек стал рассказывать, объяснять, доказывать , спорить – все, что угодно, но чтобы говорил он, а не вы, формулируя ему вопросы уже с ответами, чтобы он согласился с ним или нет. Это достаточно часто встречается у неопытных интервьюеров.

Где снимать?

Если нужно официальное мнение и подтверждение антуражем кадра профессионализма человека, то его и нужно снимать на рабочем месте. Врача на фоне медицинского оборудования или пациентов, библиотекаря на фоне стеллажей с книгами и так далее.

Если же снимается интервью всем известного человека, когда его личность превалирует в задаче этой беседы,  когда  антураж и так известен, то выигрышнее снимать интервью с таким героем, напротив, в каком-нибудь неожиданном месте.

Но есть ситуации, когда фон в тему не подойдет. По каким причинам это может произойти?

Из-за недостаточной освещенности для съемки или сильного шума, то есть помимо смысла фона нужно до съемок обратить внимание и на то, что может испортить картинку или звук. И тогда искать какой-то другой или компромиссный вариант. А при самом неблагоприятном раскладе есть так называемый нейтральный вариант, например, на улице на фоне деревьев или города. На таком фоне можно говорить на любые темы, но его тоже нужно тестировать  на свет и шум.

Как снимать?

Снимая человека в кадре для  интервью, не забывайте оставлять воздух над его головой в правильно количестве – и не много, и не мало. Определяется это визуально, но приблизительные стандарты выглядят так:

Крупный план – «воздух» равен высоте от бровей до верхней границы головы.

Средний план – «воздух» равен высоте от бровей до подбородка.

Общий план – «воздух» равен высоте головы с шеей, на дальнем плане больше. А в очень крупном плане – детали – «воздуха», разумеется,  нет

совсем.

Чаще всего самым подходящим для информационного интервью станет средний план. А для портретного интервью могут быть использованы и общие планы, и очень крупные, например, глаза или руки говорящего.

При съемке синхрона, то есть интервью, настройте средний план человека и убедитесь, что камера видит оба глаза вашего собеседника, потому что если он слишком отвернется от камеры – в профиль- то сложится впечатление, что он разговаривает с кем-то другим, а не с вами и соответственно, со зрителями. Старайтесь установить камеру на уровне глаз, потому что если держать объектив чуть выше, то ваш герой будет смотреться слабым и легко ранимым, если ниже – властным и надменным. Если у вас такой задачи нет, то  камеру лучше держать на уровне глаз того, кого вы снимаете.

Работать  микрофоном при съемке интервью можно по-разному. Если вы планируете взять фрагмент только ответа вашего героя, то есть, звук вашего вопроса не будет использоваться в готовом видеоматериале и это интервью небольшое, то сразу направьте микрофон в сторону человека, задайте свой вопрос и снимайте его ответ. Или если вы пользуетесь микрофоном-петличкой, то до начала съемок пристегните его к одежде того, кого вы снимаете примерно на уровне груди. И обязательно проверьте в камере, идет ли звук, чтобы потом не было мучительно больно за снятое интервью без звука.

Если вам нужно, чтобы ваши вопросы тоже были слышны, если это продолжительное интервью – беседа, то работайте микрофоном четко: когда задаете вопрос, направляйте его в свою сторону, когда слушаете ответ – в сторону говорящего, но на том же уровне – уровне груди. Не надо микрофон подносить близко ко рту и не нужно отдавать микрофон в руки того, кого вы интервьюируете. Если же вы записываете интервью на встроенный в камеру микрофон (это конечно менее предпочтительный вариант), то найдите для съемок тихое место без посторонних шумов, помните, что такой микрофон одинаково фиксирует все звуки: и голос вашего собеседника, и вопли прохожих, и гул кондиционера.

Если в дальнейшем вы планируете использовать только ответы интервьюируемого, то можно попросить его повторять ваши вопросы вслух, после того, как он их услышит. Это позволит  выстраивать монолог героя в нужном вам порядке. Конечно, не стоит заставлять человека повторять каждый  вопрос, а вот ключевые, задающие новую тему — точно не будет лишним.

После съемки интервью, постарайтесь доснять людей, предметы и места, о которых рассказывал ваш собеседник. Такие кадры помогут интереснее и нагляднее рассказать историю.

Еще на тему интервью, приемы и хитрости разговорного жанра здесь.