Как написать сценарный план ролика или фильма

film-countdown-numbers-vector-illustration_MkmKglt__L

Опубликовать эту статью меня натолкнул вопрос моей студентки. Получив задание написать сценарный план ролика, который она собирается снимать, она спросила: «А как его писать?» Действительно, кажется, что тут сложного – записать некую последовательность? Но в том-то и дело, что не ясно, как же к этому подступиться.

Мои объяснения выглядели примерно следующим образом.

Когда идея какого-то ролика или фильма уже проработана и превращена в тему, то есть понятно, о чем оно будет, определен жанр и формат, самое время превратить задумку в сценарный план. Это нужно для того, чтобы писать дальнейший сценарий, если это игровое или постановочное видео, или планировать съемки, если речь идет о репортажном варианте.

Для начала нужно вспомнить, что любое произведение создается по законам драматургии, а именно состоит из экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки. Такую структуру имеет все от анекдота до двухсот серийной эпопеи.

R 1

И каждую эту драматургическую часть на экране можно выразить по-разному. В неигровом видео используется четыре основных способа: обращение к зрителю или участие в действии ведущего, то что называется стендап, закадровый текст с соответствующими кадрами или нарезка кадров под музыку (клип),  фрагмент действия без комментария (лайф) и интервью.

R 2

Продумав и выбрав подходящий способ выражения генерального посыла будущего ролика или фильма и, расписав, что будет происходить в кадре в ключевых моментах, по сути, и получим сценарный план. То есть нужно мысленно «увидеть» будущий фильм или ролик и решить, каким из способов выигрышнее показать каждую драматургическую часть.

R 3

Важно помнить, что задача экспозиции – ввести зрителя в курс дела, показать ему, с кем сейчас будет что-то происходить, а главное – заинтриговать его и поймать на крючок, чтобы он захотел смотреть дальше. Потом история должна развиваться, раскручиваться, разматываться – как угодно. Достигнуть определенного пика и свершиться, оставив место лишь для вывода,  смыслового знака препинания и эмоционального послевкусия.

R 4

Вот как, к примеру, выглядит сценарный план одного школьного фильма к выпускному:

  1. За кадром на замедленных «проходках» по коридорам школы звучат голоса детей:
«Школа – это кусочек жизни, который не повторится,  школа — это второй дом, школа — это друзья, школа — это вечная борьба…» — несколько ответов, смонтированных друг за другом.
  1. Лайф «Урок алгебры»: учительница дает задание, вызывает к доске ученицу.
  2. Лайф из архива «1 сентября в первом классе» — те же детки, но еще маленькие, сидят за партами + фрагмент с линейки.
  3. Интервью учительницы: «Я помню то первое сентября. Было очень холодно…»
  4. Нарезка воспоминаний детей про то 1 сентября. Последний ответ про колокольчики, которые раздавала им первая учительница.
  5. Лайф из архива – эпизод, где  эта учительница раздает колокольчики.
  6. Интервью первой учительницы, она вспоминает, какими они были тогда.
  7. Клип из фотографий начальных классов на куплет песни «Учат в школе».
  8. Нарезка интервью — рассказы учеников и первой учительницы про начальные классы – истории, события, курьезы.
  9. Интервью других учителей, их воспоминания об этом классе, когда они с ним познакомились.
  10. Клип из ежегодных общих фото класса от младших к старшим на куплет песни «Мы».
  11. Нарезка интервью — забавные истории, которые запомнились ученикам и учителям.
  12. Клип из фото (вне школы) на куплет песни «Когда мои друзья со мной»
  13. Лайф из музея школы про основателя гимназии.
  14. Нарезка интервью учителей про то, чему научили их эти дети, завершает этот эпизод ответ классного руководителя.
  15. Лайф Последнего звонка с классным руководителем.
  16. Нарезка интервью — дети делятся историями про учителей: кто и чем запомнился, что бы пожелали им.
  17. Клип на куплет песни «Когда уйдем со школьного двора» на видеокадрах Последнего звонка.
  18. Нарезка интервью — пожелания учителей выпускникам.
  19. Клип «Пройди по тихим школьным этажам» на съемках последних дней – уроки, экзамены, проходки по школе.
  20. Нарезка интервью — пожелания одноклассников друг другу.
  21. Завершающий клип на куплет песни «Школьные годы чудесные» на архивном и современном видео – от первоклашек до выпускников.

Из этого сценарного плана понятно  что и каким образом будет осуществляться, поэтому можно планировать съемочный процесс. Причем, сниматься эпизоды могут совсем в другом порядке, в зависимости от возможностей и обстоятельств. Но сценарный план позволит не забыть все, что нужно для будущего фильма. Как этот сценарный план выглядит уже в готовом виде, можно посмотреть здесь.

Если создается сценарный план к репортажному видео, после съемок он может поменяться и дополниться, потому что нельзя  заранее точно знать, что и как будет происходить.

В сценарном плане постановочного видео, напротив, можно прописать все до мельчайших подробностей и строго соблюдать его во время съемки.

Стало понятнее? Если нет, пишите вопросы в комментариях — отвечу.