Секреты видеосъемки смартфоном:

шесть «ДА» и три «НЕТ», которые нужно выполнять,

чтобы снимать профессионально

 

001Фотографии в статье   из книги автора  «Смартвидео смартфоном»   2016-02-21 15-30-39 (1)      2016-02-21 15-33-14 (1)     2016-02-21 15-30-39 (2)

 

Есть такое мнение, и я с ним полностью согласна, что лучшая камера – это та, которая всегда с собой. А с собой у нас сегодня всегда смартфон, в который  встроена видеокамера. Это значит, что практически у каждого в руках есть инструмент, позволяющий снимать видео не только на память и для развлечения, но и для заработка.

Но если можно с уверенностью сказать, что техническое качество смартфонографии сегодня высоко, то творческое качество видео очень сильно отстает. Большинство кадров и роликов представляют собой невнятные и кривые «экранки». Как известно, снимает не камера, а человек, в руках которого эта камера, и от его мастерства зависит, что получится в итоге – смартвидео или совсем наоборот.

Вот шесть простых правил, выполняя которые, вы снимите видео профессионального уровня. Шесть действий, которым нужно всегда говорить «Да», включая камеру в мобильном.

 

«Да» №1.

Прежде чем начать любую съемку,  нацеливаясь объективом на что-то и приступая к выстраиванию любого кадра,  задайте себе вопрос:  что конкретно я собираюсь  снимать в данный момент? 

002

Ответ  на этот, казалось бы,  незамысловатый вопрос сразу избавит кадр от  невнятности и непонятности,  которые, к сожалению, очень часто встречаются в горе-кадрах, потому что ваш ответ и определит главного героя кадра, который  должен привлечь внимание зрителя в первую очередь.

003

004

Любой кадр сообщает нам о своем главном герое, о каком-то объекте — как он выглядит, какие у него взаимоотношения с другими  объектами, если они есть в кадре. Если все это «читается», то есть понятно тому, кто смотрит на этот кадр – значит его композиция верная.

005

006

007

«Да» №2.

Очень редко объекты вокруг нас находятся в полнейшем одиночестве. Чаще всего в кадр попадает сразу несколько объектов, поэтому, выбрав главный из них, остальные нужно скорректировать, выбрав наиболее подходящий ракурс под задумку кадра. Второстепенные объекты в кадре способны подчеркнуть передний и задний план, выгодно выделив главный объект. А когда в кадре присутствуют все три плана: передний, средний и задний — кадр выглядит наиболее выразительным, потому что несет гораздо больше визуальной информации,  и зрителю интереснее его разглядывать.

 008

  009

 «Да» №3.

 Каждый раз при съемке в любом месте, буквально не сходя с этого места, снимайте не один план, а набор кадров разной крупности, которые легко сложатся в монтажную фразу или эпизод, что просто необходимо для качественных репортажных съемок.

 010

 Такая разноплановая съемка предпочтительней, потому что как в жизни наши глаза могут охватить и все пространство в целом, и сосредоточиться на чем-то конкретном, так и в отснятых кадрах мы хотим увидеть то же самое, то есть получив общее впечатление, мы жаждем подробностей.

 011

 012

 013

«Да» №4.

 Вы уже знаете, что у каждого кадра есть передний план, средний и задний – фон, они и придают объемность изображению в кадре. А если еще акцентировать внимание зрителя, настроив фокус на нужном объекте, то такой кадр будет значительно выразительнее.

Выбор глубины резкости до  недавнего времени был доступен только профессиональным камерам, а затем еще и зеркалкам. А теперь  устанавливать фокус можно и на смартфоне.

Современные умные телефоны имеют тач-дисплей. Это означает, что если мы дотронемся до него в определенном месте перед началом съемки, он команду нашу поймет (умный же) и сфокусируется именно там, где мы ткнули.  То есть оставит в резкости тот предмет, на который мы  указали своим прикосновением, размыв, например, фон.

 014

Или наоборот оставит в резкости фон.

 015

Замечательно, правда? Можно выбирать. Но тут есть свои подводные камни, которые нужно знать. Например, вы выбрали объект, коснулись экрана в нужном месте и начали съемку. И если, снимая, вы станете перемещаться, то камера будет подстраивать фокус самостоятельно, а выглядеть это будет портящими кадр мерцающими перефокусировками. Так вот избежать этого можно, если еще до начала съемки не просто коснуться изображения выбранного объекта на экране, а, дотронувшись, подержать палец две — три секунды. В этом случае камера зафиксирует фокус. Но и здесь есть одно «но» — расстояние до объекта при перемещениях должно оставаться примерно одинаковым, то есть вы можете крутиться, грубо говоря, вокруг него. Хотя в большинстве подобных случаев перемещения вообще не нужны, но знать это следует, чтобы ненароком не испортить какой-нибудь выдающийся кадр.

И еще необходимо знать, что фиксируя фокус на объекте прикосновением к тач-экрану, автоматически фиксируется  экспозиция и баланс белого.

В итоге получается, что камера смартфона высчитает оптимальную яркость и цветность по тому объекту, на который вы указали. Если это совпадает с вашей задумкой, то замечательно, результат вы получите тот, который и нужен. А вот если нет… Например, в вашей задумке нет силуэтов людей на фоне окна, вам нужно, чтобы людей было видно – в этом случае придется давить на экран еще две секунды в том месте, по которому нужно выставить экспозицию.

Все это не будет казаться сложной абракадаброй, если потренироваться. Методом проб и ошибок вы поймете, как, когда и где нужно дотрагиваться до экрана, чтобы получить то, что нужно.

 «Да» №5.

 Думаю, что вы слышали о существовании  специальных тележек для камер, которые позволяют снимать с движением камеры, что дает возможность сделать эффектные кадры. Но я хочу обратить ваше внимание не только на это специализированное оборудование, но и на то, что есть вокруг каждого из нас. Например, тележка в супермаркете, карусели, эскалаторы, самолеты – в общем, все, что двигается и может вместе с собой двигать нашу камеру-смартфон. Тележка в супермаркете, как и любой плавно двигающийся предмет, отличное приспособление и  неслабый генератор  креативных кадров. Закрепите смартфон на тележке и снимайте таймлэпс или проездку вдоль полок.

«Да» №6.

 Используйте специальные мобильные приложения. Например, для съемки Timelapse. Это такая замедленная покадровая съемка, при воспроизведении которой с нормальной скоростью создается эффект ускорения присходящего в кадре.

Для смартфонов-андроидов это может быть  Framelapse, для айфонов, например, Time Lapse Camera.

 Приложение Framelapse очень  просто в использовании. Устанавливаете его в телефон, открываете, выстраиваете нужный вам кадр и включаете справа на экране большую кнопку с голубой пипкой. Когда будет идти запись эта голубая пипка станет красной. Так же нажатием на нее останавливаете запись. Вот и все – проще не бывало. С технической стороны. А вот с творческой опять нужно немного пошевелить мозгами, чтобы получить удачный таймлепс.

 Не все, что есть вокруг вас, есть смысл запечатлевать в ускоренном виде, потому что не все будет смотреться эффектно. Снимать в виде таймлепс в первую очередь стоит сцены, в которых есть движение в кадре, то есть там и так что-то происходит, но медленно и привычно для глаз, а вот если взять и ускорить, например, поток машин, смотреть на них станет интереснее.  То есть движение в кадре – машин, людей, волн и чего угодно – это первый резон для съемки таймлепс.

Второй резон – это с помощью таймлепс увидеть какой-то процесс, который в жизни растянут во времени. Например, раскрытие цветка или рассвет. В этом случае таймлепс позволяет увидеть нам за минуту то, что в жизни пришлось бы смотреть часами.

 Третий повод для съемки таймлепс – это уже какое-то ваше передвижение – проездка на машине, проходка по берегу, покорение горы, что угодно  — зафиксированные с помощью замедленной съемки, которая  впоследствии дает ускоренный эффект, конечно, выглядит необычнее и тоже позволяет увидеть за считанные секунды то, что в реальности длилось десятками минут.

 Но чтобы вам удалось запечатлеть какое-то даже получасовое действие, да хоть тот же рассвет, стоит позаботиться о полностью заряженной батарее, большой карте памяти и штативе (или другом надежном способе закрепления телефона). Это три обязательных составляющих получения качественного таймлепс.

 Собственно ваша задача состоит в том, чтобы выстроить красивый грамотный план, хорошо закрепить телефон, запустить приложение для съемки таймлепс, нажать на кнопку записи и… полчаса заниматься другими делами. Смартфон все сделает сам – в этом он силен. А вот в чем он слаб, как и когда не стоит снимать даже айфоном, тоже сейчас сообщу, дабы уберечь вас от испорченных кадров, упущенных возможностях и разочарований в смартфонографии в целом.

  «Нет» №1.

 Не снимайте вертикальное видео.  То есть не держите телефон, как привыкли,

 016

 а поверните его на 90 градусов.

 017

 018

Почему? Потому что вертикальное видео без потерь можно просматривать только на том устройстве, которым оно было снято. А все другие просмотровые устройства – мониторы, телевизоры – используются у нас в горизонтальном положении. И если на них просматривать видео, снятое вертикально, то по бокам кадра будут несоизмеримо большие черные полосы, а по высоте изображнение обрежется, то есть зрители не увидят тех кадров, которые вы так старательно выстраивали и снимали.

 019

  «Нет» №2.

 Современные умные телефоны создают видео, которое можно продать, только в условиях хорошей освещенности, попросту говоря, днем. А вот в вечернее время картинка зерниста и, безусловно, уступает по качеству многим видеокамерам. Поэтому не снимайте ночью и в плохо освещенных местах. Снимайте в темное время суток только по острой необходимости или просто себе на память. Товарное качество такого видео очень слабое.

 020

 021

 «Нет» №3.

 Другая слабость хорошего мобильника – зум. Кадр, снятый с приближением зумом, тоже гораздо хуже по качеству картинки того, который сделан без искусственного приближения.

 022

 023

 Поэтому не стоит увеличивать масштаб съемки при помощи зума. Избегайте съемки  с приближением объекта пальчиками на экране, лучше, если есть такая возможность, просто подойдите ближе к тому, что хотите запечатлеть на видео.

 Кстати говоря, здесь есть свои помощники. Например, телескопический монопод – крепление для телефона на раздвигающейся длинной палке. Отличная вещь, которая позволяет не только дотянуться до каких-то объектов или так высоко поднять камеру, как не получится просто руками, но и  с помощью монопода с креплением  для телефона можно снимать самих себя – модное сегодня селфи или делать эффектные проводки. Цена этого приспособления копеечная по сравнению с его помощью и возможностью создать интересное небанальное видео.

 024

В завершение добавлю, что реальность сегодня такова, что маленькая камера в вашем смартфоне может дать вам большие возможности для самореализации, заработка или славы. А воспользуетесь ли вы этими возможностями,  зависит только от вас. Я вам этого желаю, хотя бы уже потому, что это сделает вашу жизнь интереснее.

 Наглядно про съемку смартфоном в видео-формате смотрите в мобильном самоучителе «Смартвидео смартфоном»