Что поможет сделать классные кадры в путешествии.

Семь секретов  небанальной съемки.

Строки из письма:

«Собираемся в очередную поездку, и очень хочется привезти не только фотографии, но и видео.
Весь наш предыдущий опыт, увы, был весьма печальным: разрозненные кусочки, часть снята из окна машины, чуть-чуть там, чуть-чуть тут, немного ребенка, в основном какие-то нелепые фрагменты, которые при всем желании невозможно смонтировать хоть во что-то смотрибельное даже как семейный вариант.

В этот раз хочу подойти к делу с большей ответственностью, поэтому прошу практических советов по видеосъемке в условиях осмотра достопримечательностей, совмещенного со спокойным отдыхом с ребенком. Планируется посетить несколько городов, но также будут и прогулки по горам, посещение аква и зоопарков для увеселения сына.

На что стоит обратить внимание? Лучше снять больше, а потом все лишнее повырезать, или есть какие-то готовые концепции для начинающих? Цель — получить видео, которое приятно будет пересматривать в тесном семейном кругу долгими зимними вечерами. С монтажом муж разберется. Help!»

Такие «крики о помощи» в том или ином варианте я получаю периодически. И даже именно они и послужили толчком для создания мной обучающего сериала «Ваш мировой репортаж» и мобильного самоучителя «Смартвидео смартфоном». Но сейчас в преддверии  самых съемочных времен года я решила поделиться дополнительными секретами небанальной съемки, упаковав их в семь видео. Но прежде, чем вы их посмотрите, поделитесь в ответ тем, что чаще всего приносит вам разочарование в собственных съемках. Для этого просто отметьте близкий вам вариант или напишите свой в несложном опросе. Чтобы увидеть все предлагаемые варианты, прокручивайте опрос вниз пока не увидите кнопку «голосовать». Спасибо всем, кто голосует — это поможет мне создать  нужный вам контент.  Если есть вопросы, не стесняйтесь писать их в комментариях. 

Итак, что же это за маленькие хитрости, которые могут привести к большому улучшению отснятых в путешествии кадров?

 

 

Пока вы смотрели видео, я подвела итоги опроса. Вот они:

На первом месте трясущиеся кадры. Да, это убийца многих интересных съемок. Происходит подобная неприятность от того, что люди снимают с рук, причем, как правило, держа камеру лишь одной рукой. А в таком положении просто невозможно снять кадры без дрожания. Решается проблема просто, если использовать любые штативы,  моноподы и стедикамы. Сейчас подобных аксессуаров в продаже немало, в том числе и для смартфонов.  Но что делать, если  нет возможности приобрести приспособления для стабилизации изображения или вы оказались без них и увидели нечто интересное для съемки? В действительности очень часто приходится снимать с рук. В этом случае, первое – это держите камеру или смартфон двумя руками. Второе —  попробуйте задержать дыхание, пока снимаете какой-то план. 5-10 секунд выдержать несложно, я так делаю, когда нет других вариантов. Третье – поставьте камеру на что-нибудь  устойчивое, хоть на стул, или облокотите руки с камерой на что-нибудь – тоже поможет.

А можете попробовать воспользоваться следующими приемами. Купите металлическую цепочку или крепкую веревку. Ее длина должна быть от земли до уровня ваших глаз – не меньше, а лучше немного больше. Прикрутите цепочку к камере, второй конец цепочки бросьте на землю и наступите на него ногой. Натяните цепочку и вы почувствуете, что камера обрела некоторое стабильное положение.

Или, когда вы  держите камеру двумя руками, повесьте на большой палец одной из рук какую-нибудь сумку. Разумеется, не слишком большую и тяжелую, а такую, нагрузка, от которой на ваш палец была бы комфортной. Странный  на первый взгляд совет  может оказаться весьма полезным, потому что при такой конструкции незначительные подрагивания рук с камерой слаживаются весьма эффективно – получается этакий самодельный стедикам.

На втором месте опроса «Что приносит разочарование в собственных видеосъемках» оказалась весьма важная причина – планы похожи один на другой. Это происходит, когда человек с камерой все снимает с одной точки, с одной высоты – высоты своего роста. Держит камеру и снимает то, что само попадает в объектив. Кадр нужно искать, кадр нужно выстраивать! Нужно менять точки съемки: и на колени опуститься, и на стул залезть. Вот какие позы иногда приходится занимать операторам, чтобы найти лучший ракурс:

Кроме ракурса, нужно менять и масштаб съемки, то есть каждую сцену – то, что сейчас происходит у вас в кадре – снимайте набором планов разной крупности. Сначала общий план, чтобы обозначить место действия, потом несколько средних планов, чтобы стало понятно, что происходит, и в завершение несколько «крупняков» чего-то самого важного и выразительного. В этом случае у вас уже получится не просто разнообразие, а монтажный эпизод, который подвел к третьей причине: немонтажность съемок и несовпадение действия на планах.

Немонтажность кадров, то есть когда планы не «клеются» друг с другом, а именно вызывают зрительный дискомфорт, происходят не только потому, что все кадры одной крупности и ракурса, а еще и потому, что при съемке было нарушено «правило восьмерки». Знаете, что это такое?

Съемка «восьмеркой» означает съемку строго по одну из сторон воображаемой оси, соединяющей беседующих или как-то еще взаимодействующих людей или других объектов. Если человек с камерой во время съемки ее пересечет, то на полученном изображении люди будут смотреть в одну сторону, а не друг на друга, как это было, например, при беседе. И в этом случае такие планы не соединишь при помощи монтажа для создания диалога людей. Так что нужно мысленно обозначить для себя эту линию и снимать только по одну ее сторону.

 

А чтобы действие в кадре не обрывалось,  дайте ему завершиться и уже после этого останавливайте запись этого плана. К примеру, подброшенный мяч должен упасть, мчащаяся машина скрыться за границей кадра, говорящий человек закончить фразу.

Панорамы вообще нужно снимать с осторожностью, только когда они действительно нужны. А не по принципу: куда глаза, туда и камера. Камера и глаза – это не одно и то же, потому что угол зрения камеры меньше угла зрения человеческого глаза. Чтобы убедиться в этом, проведите небольшой эксперимент. Быстро поверните свою голову слева направо на 180 градусов – все ли предметы, которые были на этом пути, вы успели увидеть?  Скорее всего, да. А теперь проделайте то же самое камерой и посмотрите отснятую панораму. Вы увидите, что на экране все промелькнет с такой скоростью, что разглядеть не получится. Так что лучше придерживаться совета  продюсера BBC Майкла Делахей относительно съемки панорам и отъездов-наездов: «Используйте их, только если этого требует сюжет. Например, медленный отъезд от репортера во время стендапа может эффективно открыть огромное пространство либо пустоту данного места. Или панорама комнаты, заполненной участниками семинара, может показать одного мужчину среди 11 женщин. Равно как и перефокусировка от здания к колючей проволоке говорит нам о том, что это — место лишения свободы. Но никогда не используйте панораму, отъезды — наезды, и перефокусировки только ради того, чтобы они были».

Последней строчкой в опросе числится вариант «Другое» и там притаился ответ одного из респондентов: «Разделять технические и творческие вопросы». Мое мнение на этот счет таково: внимание к техническим знаниям сильно преувеличено. Сколько раз я попадала в разные группы или форумы, где супер-серьезно обсуждались все технические нюансы той или иной камеры, а люди как не умели снимать, так и не умеют. Потому что снимает-то не камера, а человек, в руках которого эта камера. Можно знать все термины, все параметры камеры, но если не научиться видеть кадр, выстраивать композицию, на которую хочется смотреть, и снимать только одно слово, если говорить по аналогии с нашей речью, вместо полноценных предложений или поэтических строк, то никакая, даже самая дорогая и навороченная камера, классных кадров не сделает. Конечно, техническая грамотность нужна, глупо не использовать все возможности своей аппаратуры или испортить, к примеру, интервью, плохим звуком и светом. На мой взгляд, в видеотворчестве, как и в любом другом, осуществляемом при помощи какой-то аппаратуры, технические и творческие вопросы очень связаны, но творческие гораздо важнее. Знаете, можно наизусть знать все кнопки видеоредактора, но так и не уметь монтировать, потому что это, как и съемка, искусство, а не механическое соединение кадров. Но обсуждать технические параметры проще и понятнее, тут есть иллюзия, что вот, если бы у меня была хорошая камера, я бы и снимал, как Бог! Но это лишь иллюзия… Поэтому путь, на мой взгляд, один – учиться передавать свои мысли и эмоции визуальным языком, то, что называется «мыслить картинками». Абсолютно уверенно скажу, что способность эту можно в себе развить, если захотеть.

Я могу продолжать писать и писать, но все время ловлю себя на том, что лучше бы это все увидеть, а не просто читать. И даже есть где. Подробно нюансы съемки в путешествии я рассказывала и показывала в обучающем сериале «Ваш мировой репортаж». Там 20 серий и там очень много практических рекомендаций и по съемке, и по концепциям тревел-фильмов, и упражнения для самостоятельной тренировки. Так что если он у вас уже есть, то пересмотрите и освежите свои знания в преддверии весны и лета – по статистике самых съемочных времен года. 

Фото откроет подробное описание обучающего сериала. 

Наша камера готова сохранить наши впечатления навеки, но не всегда понимает, что мы от нее хотим. Поэтому так часто наши кадры разочаровывают нас. Научитесь разговаривать со своей камерой на одном творческом языке, и для вас откроются все секреты волшебства видеосъемки. Вы сможете разговаривать «картинками» так же хорошо, как и словами.


  • 1
    Share