Правило третей 

Одним из важных правил композиции кадра является правило третей. Оно гласит, что объект, к которому вы хотите привлечь внимание,   должен располагаться не точно в центре, а чуть левее или правее, выше или ниже. Представьте кадр с пейзажем, где линия горизонта проходит строго по центру. Как вы думаете, на что обратит внимание зритель – на землю или на небо? Не понятно, что здесь главнее.

А теперь мысленно разделите кадр на три части по горизонтали, и пусть две трети займет небо, а нижнюю часть займет земля. А если мысленно разделить кадр еще и на три части по вертикали, то получится решетка, а точки пересечения квадратов будут лучшими местами для тех объектов, к которым вы хотите привлечь внимание.

Такие решетки есть во многих современных камерах, так что пользоваться ими очень удобно, потому что правило третей позволяет строить  кадры с естественной для глаза асимметрией и помогает привлечь внимание к нужной точке, где главный объект будет сочетаться с передним и задним планом, а не состязаться с ними за внимание зрителя.

В съемках людей портретными, то есть крупными планами, правило третей тоже работает. В портрете самая важная часть – это глаза. Поместите их на верхнюю линию решетки, и вы получите хорошо уравновешенное и естественно смотрящееся изображение, без трепанации черепа  и без слишком большого пространства над головой, которое способно превратить ваш персонаж в карикатуру.