Монтаж по движению

При соединении разных планов стоит учитывать  движение людей или предметов внутри кадра, а именно его фазу и направление.

Например, человек в кадре играет в теннис, и если на общем плане он поднял вверх правую руку с ракеткой, то в следующем кадре движение должно подхватить предыдущее и продолжиться, то есть, скажем, он из того же верхнего положения бьет рукой по мячу и так далее. Это и есть монтаж по фазе движения.

Когда по каким-то причинам возможности «склеить» планы монтажно нет, то нужно «разбить» эти планы перебивкой, в данном примере это может быть план с болельщиками, которые следят за игрой теннисиста.

Монтаж по направлению движения означает соединение кадров, не нарушая вектора происходящего последовательно кадр за кадром. Например, вы ехали в машине и снимали проносящиеся мимо вас улицы из левого окна, потом перевели взгляд и увидели, что из правого окна вид тоже замечательный, и стали снимать через него. Какими бы красивыми ни оказались отснятые вами виды, соединить их при монтаже не удастся, если не позаботиться об этом заранее. Почему не удастся?

Потому что при съемке из левого окна изображение улиц перемещалось в кадре справа налево, а при съемке из правого – наоборот. Соединяя эти кадры, получается, что изображения улиц, домов и машин вот-вот столкнутся, потому что движутся навстречу друг другу. Смонтировать таким образом сцену надвигающейся автокатастрофы безусловно можно, а мирный репортаж или видео-экскурсию не получится.

Чтобы выйти из этого положения, между этими планами нужно опять поставить перебивку, то есть нейтральный в смысле движения и  уместный в контексте этих планов кадр. В приведенном мной примере это может быть план, снятый через лобовое стекло или затылок водителя, или его рука, переключающая скорость и тому подобное.