Как при съемке выбрать подходящий масштаб изображения

Классификация планов

По крупности изображения планы бывают дальние, общие, средние, крупные и очень крупные.  Чтобы понять, какой и когда выбирать при съемке, рассмотрим каждый из них.

dalni

Дальний план – призван показать место события, дать характеристику окружающей среды. Человек, если он есть в кадре, занимает маленькую площадь экрана, в данном случае речь не про него, он лишь одна из составляющих всей композиции.  Дальний план подходит для съемки пейзажа или для вводного (экспозиционного) кадра, чтобы зритель мог увидеть, куда его пригласили, и где будет развиваться дальнейшее действие.

ob   ob2

Общий план  уже формирует  впечатление об участниках действия, знакомит с основными объектами съемки в контексте среды, в которой они находятся. Общий план подходит для показа того, как человек входит в кадр или начинает какое-то действие.

sr

sr2   sr3

Средний план крупнее общего и  показывает героя с мимикой и жестами, а также его взаимоотношения с второстепенными объектами. Средний план человека может быть и по колено и по пояс.

kr   kr2

Крупный план полностью сосредоточен на объекте, зритель имеет возможность его хорошо рассмотреть.

kr3

А очень крупный план – это деталь объекта, это акцент на чем-то. Это чувства и эмоции человека – лицо или только глаза. Это очень сильная по влиянию крупность, это, в общем-то, приказ зрителю обратить внимание именно на  какой-то конкретный нюанс.

Чем общее план, тем больше объектов он в себя вмещает, соответственно зрителю требуется разное время на рассматривание кадров разной крупности. Поэтому и снимать дальние и общие планы нужно большей продолжительности, чем крупные и очень крупные. Но возьмите за правило снимать план любой крупности не меньше 7 секунд, а лучше 10, потому что укоротить план при монтаже можно запросто, а вот удлинить без изменения скорости – нет. Начинающие видеолюбители часто грешат очень короткими обрывочными планами, буквально только выстроив кадр, уводят камеру на что-то другое. Из такого рванья практически невозможно смонтировать внятное экранное произведение. Поэтому на первых порах заставляйте себя не менять план и не выключать камеру, пока не досчитаете мысленно до семи.

Больше полезных нюансов удачной съемки где бы то ни было показано в обучающем сериале «Ваш мировой репортаж: творческий разговорник с любой фото-видеокамерой»

  • 1
    Share