Строительный материал для сценария

 00007838

Любой фильм состоит из эпизодов, каждый из которых складывается из отдельных сцен. А сцены образуются из кадров разной крупности – общего плана, среднего и деталей. Решить каждый эпизод тоже можно разными формами выразительности – видеомонологом, интервью, фрагментами события без комментариев и закадровым текстом с видеорядом или всем вместе взятым. Это и есть строительный материал неигрового кино:

Обращение к зрителю или участие в действии

Закадровый текст в сочетании с определенными видеокадрами

Фрагмент какого-то действия, так называемый лайф – кусочек жизни

Интервью

Вот на этих  китах и держится любое экранное произведение. Каждый из этих китов может плавать и отдельно, но для  визуально разнообразных вариантов они соединяются.

В подтверждение этого фрагмент сценария документального фильма:

 

За кадром:

Весенним днем в маленьком европейском кафе встретились двое.

«Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбург, — с жаром говорил один из собеседников — все они акробаты…»

Шел 1937 год. За окнами просыпался Париж. « Да, акробаты, — продолжал говорящий. – Но они – не графы. А я – граф!..»

Сидящий напротив художник-эмигрант Юрий Анненков запомнил эти слова. Запомнил и много раз потом повторял их. Но так никогда и не понял, говорил ли тогда, в 37-м, его собеседник серьезно или опять играл. Играл, как умел играть всю жизнь только он – классик советской литературы, граф Алексей Николаевич Толстой…

 

Титр:             ГРАФ, ЦИНИК, ШУТ.

                     ТЕАТР МАСОК АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО.

За кадром:

1934 год. В Москве открывается Первый всероссийский съезд союза советских писателей. Кончилось время писателей пролетарских. Начиналось время тех, чей литературный талант уже был признан, кто был действительно нужен советской власти. Первый съезд открывал вернувшийся из Италии Максим Горький. В правление нового Союза избран Алексей Толстой. Писатель «из бывших», некогда вызывавший сомнения, отныне – принятый и обласканный властью. Через три года он станет депутатом Верховного Совета СССР, в 38-м будет награжден орденом Ленина, а в 39-м академик Толстой получит из рук председателя Центрального исполнительного комитета Михаила Калинина орден «Знак Почета». Впереди еще две Сталинские премии… Алексей Толстой – совершенно «свой», настоящий советский писатель.

СНХР

Михаил Толстой, внук А.Н. Толстого

17:03:46 Ему никто не обещал золотые горы, ему никто не обещал, что он будет в России великим писателем, который напишет значительные вещи… Он знал, что он напишет значительные вещи. Он был абсолютно уверен в своем таланте. Он знал, что он пишет лучше всех. Это была его абсолютная уверенность. Этого ему многие не прощали. Абсолютной барской уверенности в своем таланте: он пишет хорошо. (17:04:14)

За кадром:

К концу тридцатых произведения Толстого активно печатаются, пьесы ставятся в театрах всей страны, читатели любят, власть ценит. Успешный, обеспеченный, признанный. Теперь у него есть все, о чем только может мечтать творческий человек в Советской России…

 

Интервью может быть взято с разными целями: получить какую-то информацию, подтвердить вашу мысль, передать эмоции или, если это портретное интервью, с целью раскрыть личность человека. Это надо знать до момента съемок интервью, тем более, если в дальнейшем вам потребуется вставить лишь  фрагмент разговора.

Закадровый текст можно писать уже под имеющиеся съемки, с целью прокомментировать их, или  наоборот  снимать под написанный нужный текст. Закадровый текст позволяет соединять эпизоды, как того требует авторская задумка, но надо помнить, что он воспринимается на слух, а значит, к нему есть особые требования. А именно: короткие рубленые фразы, повышенная глагольность высказываний, простота синтаксических конструкций, употребление слов в их прямом значении. При написании закадрового текста следует избегать обилия причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, труднопроизносимых слов со множеством шипящих и свистящих, неблагозвучных или смешных созвучий. Не стоит испытывать слух зрителя изобилием цифр, аббревиатур, терминов. Одним словом, нужно быть понятным на слух.

Если же вы собираетесь реализовывать свою идею в игровой форме, то есть в художественном фильме, то там тоже может быть какой-то авторский комментарий в виде закадрового текста, но основным строительным материалом сценария будут диалоги героев фильма. Вкратце скажу некоторые правила написания хороших диалогов.

Диалог будет интересным только тогда, когда у его участников есть цели и между ними есть драматургический конфликт. Когда герои согласны друг с другом, им не о чем говорить, и слушать такой диалог может оказаться попросту скучно. Недаром в хороших детективах напарники ссорятся даже когда сражаются вдвоем против целой армии противников.
Еще одно правило, когда вы пишете диалог – короче! Если диалог большой и его никак нельзя сократить, постарайтесь придумать необычное место и действие для героев во время диалога.