Драматургия –   основа основ

Laptop, cellphone and other business objects on workplace

   Кажется, что все просто: по мнению Аристотеля, в любом произведении должны быть «начало, середина и конец», а Люк Годар добавил: « и не обязательно в таком порядке». Но как распределить в этой кажущейся простоте все, что хочется передать зрителю, весь собранный материал? Чем эффектнее начать, зацепив внимание зрителя?  Какой эпизод сделать самым главным, чем логично и весомо закончить свое видеопослание? Выбор оказывается непростым, если информации много и все кажется одинаково важным. Но хаос можно превратить в порядок, если составить верную композицию, то есть соблюсти вековые законы драматургии. А именно, любое повествование начинается с экспозиции, другими словами с пролога, который вводит в курс дела и представляет героев. Завязка или начало действия обозначает противоречие, которое легло в основу события, намечает тему и направление развития действия. Перипетии или развитие действия – это постепенное разворачивание событий от эпизода к эпизоду. Кульминация  – это пик действия, его острие, поворотная точка к чему-то новому. И, наконец, развязка или финал – это логический исход истории.

Разумеется, разница между трагедией Эсхила и, скажем,  репортажем о проблемах ЖКХ, конечно,  есть, но в смысле действия законов драматургии, она не столь значительна, потому что и в том и в другом случае важно яркое цепляющее зрителя  начало, наличие интриги для подогревания интереса, нужные акценты и четкое завершение. Зрителю должно быть все время интересно:  а что же дальше?

В небольшом по хронометражу видеопроизведении можно пожертвовать долгой экспозицией, чтобы сразу завладеть вниманием зрителя, но ее функции так или иначе могут взять на себя, например,  титры или заставка. Кульминацией в  неигровом фильме может быть просто главная информация, но подводить к ней надо все равно постепенно, то есть,  поймав внимание зрителя эффектной завязкой, сразу выдавать главное  не стоит, к нему аудиторию нужно готовить как к открытию, потому что тогда удастся вызвать эмоции, а это, как известно, главный инструмент достижения экранного успеха. Но злоупотреблять хитросплетениями и наворотами тоже не стоит, потому что зритель должен понимать связующую мысль на протяжении всего повествования, а заканчивать нужно до того, как зритель заскучает, но так, чтобы он понял все, что хотел сказать автор. В умении соблюдать эти пропорции и заключается мастерство.