Зачем нужен Режиссер?
Несколько лет назад нашу телекомпанию в полноправное владение заполучил человек новой тогда для нас формации – богатый, амбициозный, на наше счастье, талантливый, но очень резкий на слова и действия. Головы полетели как горошек из стручков: кого-то он сам уволил, кто-то из журналистов и редакторов не стал ждать этого неприятного момента и написал заявление об уходе. Но была одна телевизионная каста, которую он не трогал целый год – это режиссеры. А все потому, что он никак не мог разобраться, кто же они такие и зачем нужны.
Действительно, оператор снимает, журналист пишет и вопросы задает, видеоинженер монтирует, звукорежиссер, в конце концов, озвучивает, а что делает режиссер? Ну, ладно, когда речь идет о прямом эфире или записи из студии, тогда режиссер сидит за пультом и от него зависит, что же зритель увидит в следующую секунду, кого из гостей в студии или ведущего, или сюжет. А на что влияет режиссер во всей технологической цепочке производства ролика, сюжета или фильма?
Когда мы смотрим талантливый фильм, мы всегда чувствуем присутствие Режиссера, хотя и не видим его. А когда фильм средненький, то частенько слышим, что здесь не было Режиссера. А почему? Да потому что в слабом продукте все приблизительно, случайно, невнятно и неярко, вроде вот это хотели сказать фильмом, но как-то неубедительно. Для Режиссера нет мелочей и случайностей, у него все решено согласно его задумке, только он четко знает, что он хочет донести до зрителя и как это сделать.
Так вот тот наш руководитель — умный человек, он разобрался за год и не уволил ни одного режиссера, потому что понял, что именно от Режиссера зависит, что и как нужно делать журналисту, оператору, монтажеру и звукорежиссеру, только он соединяет части в единое целое, подчиняя их главной идее, и добивается, чтобы результат оправдал ожидания.
Режиссура – это вдыхание жизни, это складывание осколков в единую картину.
Без нее обрывочно и бессмысленно. Часто попадаются блестящие операторские или монтажерские работы, когда буквально каждый кадр вопит о высоком мастерстве его создателя, но в целом получается унылое произведение, потому что нет режиссуры, нет развития, нет драматургии, нет акцентов, нет эмоций, и, наконец, нет просто четкой мысли. А жаль, ведь этому можно научиться.
Режиссерское всемогущество
Режиссер в переводе на русский язык означает управляющий. И действительно, в кино- и телепроизводстве он организует весь творческий процесс, взаимодействуя с десятками людей разных профессий – со сценаристом, продюсером, оператором, художником, монтажером, звукорежиссером, актерами, ассистентами и даже водителями. И это еще неполный список.
Но есть еще тот, с кем режиссер даже не знаком, но управляет его глазами и ушами, эмоциями и мыслями, заставляя в нужном месте грустить или смеяться, заглянуть герою в глаза или увидеть все с высоты птичьего полета. Догадались, кто это? Кого режиссер может побудить к конкретному действию или почувствовать головокружение от стремительной скорости происходящего, замереть в ожидании или рассмотреть все камешки в горном ручье? Конечно, это зритель. Он подвластен режиссеру, он идет за ним шаг за шагом. Но откуда берется это режиссерское всемогущество, какими такими тайными знаниями и способностями обладает режиссер? Наверное, что-то магическое есть, и заключено оно в самой личности «управляющего», но есть и «секретное оружие», виртуозно владея которым, режиссер и заставляет зрителя сопереживать происходящему на экране. Что же это за арсенал?
Секретное оружие режиссера
Что же это? Какие ваши варианты?
Даю подсказку.
Подсчитано, что 70% получаемой информации человек воспринимает по визуальному каналу. Психологи считают, что невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Известно, что наше отношение к человеку нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.
Теперь какие соображения про режиссерский арсенал?
Правильно, это невербальные выразительные средства, то есть все формы самовыражения, которые не опираются на слова.
Еще конкретнее: выразительные средства режиссера – это мизансцена, атмосфера, темпо-ритм.
Мизансцена – это расположение и перемещения людей и предметов в кадре. Цель мизансцены – передать зрителю смысл и эмоциональное содержание происходящего. Мизансцена не выстраивается сама по себе, она всегда должна исходить из режиссерской идеи и сверхзадачи. В отличие от мизансцены театральной, киношная мизансцена создается, помимо перемещения людей в кадре, движением камеры, которое может быть плавным или прерывистым, укрупнять изображение или отъезжать на общий план. Такие изменения крупности плана, перевода камеры с предмета на предмет или с человека на другого человека называется внутрикадровый монтаж. Мизансцену не строят в одной плоскости, необходимо создавать пространство и объем.
Атмосфера – это среда кадра: шумы, звуки, освещенность, костюмы, ракурс камеры, цвет титров, шрифт, музыкальное оформление. Точно созданная атмосфера создает определенный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию темы сценария.
Темпо-ритм – это скорость происходящего в кадре и темп смены кадров. Ритм – это рисунок смены кадров, чередование звуков, графического изображение и, что самое важное, эмоций и чувств. Как в музыке, в монтажном ритме должны быть ускорения, остановки и акценты. Отсутствие ритма грозит монотонностью происходящего.
Все три выразительных средства режиссуры взаимосвязаны, они обогащают и создают друг друга.