Какую видеокамеру купить, чтобы круто снимать

Я пишу на темы видеографии и режиссуры уже несколько лет, и очень часто мне кажется, что мои слова словно «глас вопиющего в пустыне». Сегодня чуть ли не все что-то снимают, но мало кто задумывается о необходимости делать это лучше, грамотнее, интереснее. А зачем? И так же все смотрят однотипно мотающиеся туда-сюда stories и ставят лайки.
Но зато вопрос «Какую видеокамеру купить, чтобы круто снимать» люди задают мне с маниакальной регулярностью.
Я много раз попадала в разные группы, где супер-серьезно обсуждались технические нюансы той или иной камеры, а люди как не умели снимать, так и продолжали не уметь. Потому что снимает не камера, а человек, в руках которого эта камера.
А чтобы не выглядеть малоубедительной, делая такие заявления, возьму себе в подкрепление слова Стива Стокмана. Он работает в Голливуде и написал книгу «Как снять отличное видео на зависть профессионалам».
— Видео — это как приготовление еды: хорошего цыпленка по отличному рецепту можно приготовить и на простеньком гриле за 12 долларов; плохой будет ужасен на вкус, даже если вы зажарите его на дорогом гриле марки Viking. Так и с видео. Можно снять что-то по-настоящему крутое на простой мобильник и поистине ужасное — на профессиональной площадке с оборудованием Panavision и стоимостью одного съемочного дня 100 000 долларов. Совсем не важно, на какую камеру вы снимаете, как она подключается к компьютеру или сколько у вас пикселей на плазменном экране. Важно, какие у вас «ингредиенты» и как вы их соедините.
Действительно, можно знать все термины, все параметры камеры, но если не научиться видеть кадр, выстраивать композицию, на которую хочется смотреть, и снимать только одно слово, если говорить по аналогии с нашей речью, вместо полноценных предложений или поэтических строк, то никакая, даже самая дорогая и навороченная камера, классных кадров не сделает.
Конечно, техническая грамотность нужна. Глупо не использовать все возможности своей аппаратуры или испортить интервью плохим звуком и светом. В видеотворчестве, как и в любом другом, осуществляемом при помощи какой-то аппаратуры, технические и творческие вопросы очень тесно связаны, но творческие все же важнее. А обсуждать технические параметры проще и понятнее — тут есть иллюзия, что вот, если бы у меня была хорошая камера, то я и снимал бы, как Бог!
Но это всего лишь иллюзия…
И если конкретизировать этот мой «вопль души», то получается, что по большому счету все равно, какой видеокамерой снимать. Можно и смартфоном снять шедевр.
И вот тому недавний пример. В число участников международного кинофестиваля в норвежском городе Тромсё вошел любительский фильм «Не один», снятый двумя подростками из Мурманской области мобильным телефоном.
А вот если говорить о покупке, то есть некоторые обстоятельства, которые могут повлиять на предпочтения той или иной модели.
Выбор видеокамеры напрямую зависит от:
- Вашего бюджета
- Что вы будете снимать
- Где вы будете снимать
- Кто будет снимать и редактировать видео
- Как часто вы будете снимать видео
Например, если вы собираетесь снимать в путешествиях, в том числе под водой или в экстремальных условиях, то вам подойдет GoPRO или аналогичная экшн-камера.
Если планируете снимать интервью, то в этом случае, главным в камере будет возможность подключения внешнего микрофона.
Если планируете размещать видео только в интернете, то HD-качества будет достаточно, а если продавать на видеостоках, то потребуется уже Full HD или 4к. В то же время, если вы будете снимать утренники в детском саду исключительно для семейного архива в 4к, то это будет занимать очень много места и мощности компьютера для монтажа такого видео должны быть гораздо больше, чтобы проворачивать тяжелые видео-файлы.
То есть при выборе видеокамеры стоит обращать внимание на:
— возможность подключения внешнего микрофона (лично я считаю это главным критерием);
— наличие съемки минимум в Full HD (разрешение видеосъемки 1920×1080);
— светочувствительность матрицы, потому что крупная светочувствительность или трехматричная схема залог хорошего качества картинки;
— оптику – хороша та, которая широкоугольная, обладает высокой светосилой, умеет быстро фокусироваться и оснащена оптическим стабилизатором. Кратность приближения (зума) свыше 10х избыточна. А при съемке с рук – и вовсе бесполезна;
— наличие флэш – памяти;
— объем батареи;
— наличие видоискателя, который очень выручит при солнечной погоде Но это прерогатива сравнительно дорогих моделей.
Когда вы найдете в магазинах подходящую камеру, отвечающую вашим планам, бюджету и перечисленным параметрам, вспомните еще одну цитату из книги Стива Стокмана:
«Некоторые думают, что отличное оборудование спасет дело. Действительно, современные камеры умеют многое, гораздо больше, чем их «предки». Но, как и ваш компьютер, камера — всего лишь инструмент, не рассказчик. Она только фиксирует. Хотя камера и умеет снимать видео, она не делает вас режиссером — так же как умение держать скальпель не делает вас хирургом. Многие зацикливаются на самой технике, а не на том, что с ней делать».