Какую видеокамеру купить, чтобы круто снимать

Я пишу на темы видеографии и режиссуры уже несколько лет, и очень часто мне кажется, что мои слова словно «глас вопиющего в пустыне». Сегодня чуть ли не все что-то снимают, но мало кто задумывается о необходимости делать это лучше, грамотнее, интереснее. А зачем? И так же все смотрят однотипно мотающиеся туда-сюда stories и ставят лайки.

Но зато вопрос «Какую видеокамеру купить, чтобы круто снимать» люди задают мне с маниакальной регулярностью.

Я много раз попадала в разные группы, где супер-серьезно обсуждались технические нюансы той или иной камеры, а люди как не умели снимать, так и продолжали не уметь. Потому что снимает не камера, а человек, в руках которого эта камера.  

А чтобы не выглядеть малоубедительной, делая такие заявления, возьму себе в подкрепление слова Стива Стокмана. Он работает в Голливуде и  написал книгу «Как снять отличное видео на зависть профессионалам».

— Видео — это как приготовление еды: хорошего цыпленка по отличному рецепту можно приготовить и на простеньком гриле за 12 долларов; плохой будет ужасен на вкус, даже если вы зажарите его на дорогом гриле марки Viking. Так и с видео. Можно снять что-то по-настоящему крутое на простой мобильник и поистине ужасное — на профессиональной площадке с оборудованием Panavision и стоимостью одного съемочного дня 100 000 долларов. Совсем не важно, на какую камеру вы снимаете, как она подключается к компьютеру или сколько у вас пикселей на плазменном экране. Важно, какие у вас «ингредиенты» и как вы их соедините.

Действительно, можно знать все термины, все параметры камеры, но если не научиться видеть кадр, выстраивать композицию, на которую хочется смотреть, и снимать только одно слово, если говорить по аналогии с нашей речью, вместо полноценных предложений или поэтических строк, то никакая, даже самая дорогая и навороченная камера, классных кадров не сделает.

Конечно, техническая грамотность нужна. Глупо не использовать все возможности своей аппаратуры или испортить интервью плохим звуком и светом. В видеотворчестве, как и в любом другом, осуществляемом при помощи какой-то аппаратуры, технические и творческие вопросы очень тесно связаны, но творческие все же важнее. А обсуждать технические параметры проще и понятнее — тут есть иллюзия, что вот, если бы у меня была хорошая камера,  то я и снимал бы, как Бог!

Но это всего лишь иллюзия…

И если конкретизировать этот мой «вопль души», то получается, что по большому счету все равно,  какой видеокамерой снимать. Можно и смартфоном снять шедевр.

И вот тому недавний пример. В число участников международного кинофестиваля в норвежском городе Тромсё вошел любительский фильм «Не один», снятый двумя подростками из Мурманской области мобильным телефоном.

А вот если говорить о покупке, то есть некоторые обстоятельства, которые могут повлиять на предпочтения той или иной модели.

Выбор видеокамеры напрямую зависит от:

  1. Вашего бюджета
  2. Что вы будете снимать
  3. Где вы будете снимать
  4. Кто будет снимать и редактировать видео
  5. Как часто вы будете снимать видео

Например, если вы собираетесь снимать в путешествиях, в том числе под водой или в экстремальных условиях, то вам подойдет GoPRO или аналогичная экшн-камера.

Если планируете снимать интервью, то в этом случае, главным в камере будет возможность подключения внешнего микрофона.

Если планируете размещать видео только в интернете, то HD-качества будет достаточно, а если продавать на видеостоках, то потребуется уже  Full HD  или 4к. В то же время, если вы будете снимать утренники в детском саду исключительно для семейного архива в 4к, то это будет занимать очень много места и мощности компьютера для монтажа такого видео должны быть гораздо больше, чтобы проворачивать тяжелые видео-файлы.

То есть при выборе видеокамеры стоит обращать внимание на:

— возможность подключения внешнего микрофона (лично я считаю это главным критерием);

— наличие съемки минимум в  Full HD (разрешение видеосъемки 1920×1080);

— светочувствительность матрицы, потому что крупная светочувствительность или трехматричная схема залог хорошего качества картинки;

— оптику – хороша та,  которая широкоугольная, обладает высокой светосилой, умеет быстро фокусироваться и оснащена оптическим стабилизатором. Кратность приближения (зума) свыше 10х избыточна. А при съемке с рук – и вовсе бесполезна;

— наличие флэш – памяти;

— объем батареи;

— наличие видоискателя, который  очень выручит при солнечной погоде Но это прерогатива сравнительно дорогих моделей.

Когда вы найдете в магазинах подходящую камеру, отвечающую вашим планам, бюджету и перечисленным параметрам, вспомните еще одну цитату из книги Стива Стокмана:

 «Некоторые думают, что отличное оборудование спасет дело. Действительно, современные камеры умеют многое, гораздо больше, чем их «предки». Но, как и ваш компьютер, камера — всего лишь инструмент, не рассказчик. Она только фиксирует. Хотя камера и умеет снимать видео, она не делает вас режиссером — так же как умение держать скальпель не делает вас хирургом. Многие зацикливаются на самой технике, а не на том, что с ней делать».