Из чего складывается высококлассный

монтаж видео


Как думаете, что здесь происходит?
Чего я добиваюсь в видеоредакторе в момент, показанный на видео?

Немного подскажу.

Даже если кадры сняты в одном месте и в одно время, то это вовсе не гарантирует, что зритель воспримет их как элементы единой сцены. И наоборот, даже разрозненные кадры могут сложиться в единую экранную реальность. Отчего же зависит эта монтажная магия?

От соблюдения волшебных правил, которые можно назвать одним словом – согласование. Некоторые кадры легко стыкуются между собой, а другие могут быть совершенно несовместимыми. Искусство монтажа и заключается в том, чтобы зритель не замечал склеек.

Что же нужно согласовывать, чтобы добиться этого?

Во-первых, крупность соседних планов. Если масштаб в смежных кадрах меняется незначительно, то главный объект кадра будет выглядеть прыгающим с места на место, а предметы на дальнем плане будут прыгать еще заметнее. Особенно неприятно смотреть на скачки горизонта.

Если же крупность объекта в соседних кадрах менять сильно (более чем в 4 раза), то зритель будет сбит с толку и ему потребуется некоторое время, чтобы найти героя на экране и восстановить связь с увиденным ранее.

Поэтому наилучшим вариантом при смене планов считается изменение масштаба в 2.5-3 раза, что соответствует шагу через план. То есть соединять не самые дальние друг от друга и не соседние по масштабу.  Например, средний второй — крупный третий, но никак не общий первый — средний третий или общий третий — крупный первый.

Как и в любом правиле, в этом тоже есть исключение: крупный план монтируется с деталью, общий план — с дальним.

Согласование по направлению движения тоже обязательный атрибут высококлассного монтажа. Это означает, что если объект в кадре перемещается слева направо, а в следующем кадре наоборот, то у зрителя может возникнуть ощущение, что они  стремятся навстречу друг другу. Если такой задачи нет, то направление движения объекта от кадра к кадру должно сохраняться одинаковым. Также соседние кадры должны быть согласованы и по направлению взгляда или жеста персонажа. А в диалогах герои на чередующихся кадрах должны смотреть в центр с разных краев экрана.

Ну как, догадались, что я подгоняла в верхнем видео?

Если нет, то вот ответ – результат того фрагмента монтажа в замедленном виде.

Это монтаж по фазе движения – движения волны. Заметили?

В комфортном монтаже каждый монтажный переход должен быть понятен зрителю, т.е. должна существовать очевидная причина для перехода с плана на план.  И одной из таких причин для смены плана является действие. Склейка в момент действия — это основное правило монтажа как такового.

Переход от одного кадра к другому должен  захватывать часть движения предыдущего, как бы подхватывая его. Зрителю должно казаться, что действие продолжается во времени. Волна на общем плане набегает на берег, значит, в следующем более крупном плане это движение нужно подхватить и продолжить. Иначе склейка будет некомфортной.

Таких правил в монтаже много:

Монтаж по крупности

Монтаж по композиции

Монтаж по цвету

Монтаж по свету

Монтаж по ориентации в пространстве

Монтаж по направлению движения объекта

Монтаж по фазе движения

Монтаж с перебивками

Внутрикадровый монтаж

Монтаж по темпо-ритму

Монтаж звука

Клиповый монтаж

И так далее…

Изучение и, главное, практику виртуозного редактирования видео я упаковала в курс-воркшоп «Из видеолюбителя в  режиссера монтажа». И ранее объявленный набор новой группы на днях завершается. Так что, если вы хотите успеть к ней присоединиться, следует поторопиться это сделать. Очень вероятно, что в следующем году пройти отдельно этот курс будет невозможно, потому что он будет только в составе большого полугодового и дорогого коучинга «Режиссер видеоконтента», который я планирую запустить в 2020 году.

К слову, этот  курс научит вас не только грамотно монтировать, но и, как ни странно, снимать.

Узнать больше о том, как стать Мастером видеомонтажа.