Как снять музыкальный номер, чтобы видеоряд получился динамичным и разнообразным


Причем, снимая одной камерой, не сходя с места, как делала участница чата онлайн-школы видео «Я Режиссер» во ВКонтакте. Возможно ли это? Людмила снимала музыкальный конкурс в школе искусств, где работает. Задачу при подобной съемке усложняет еще и то, что выключать камеру, чтобы сменить ракурс и перестроить план, нельзя, потому что прервется звуковая дорожка музыкального номера и смонтировать потом полноценный концертный номер не получится. И что же делать? Как быть в подобной ситуации видеографу?

С этими вопросами я обратилась к чатовцам, чтобы обсудить задачу.

Сама я на тот момент решение задачи увидела в применении внутрикадрового монтажа, потому что Людмила интуитивно пыталась это сделать, но ей не хватило знаний и тренировки.

Внутрикадровый монтаж – это безостановочная съемка с продуманными перемещениями, что называется, сразу набело. Да, это высший пилотаж в съемке, но он возможен. Есть даже полнометражные фильмы, снятые таким образом. Я не говорю, что надо все так снимать – конечно, нет! Но в данном случае, когда одна камера в одной точке и больше нечем зафиксировать звуковую дорожку, можно воспользоваться и таким приемом, чтобы разнообразить видеоряд. Но для этого нужна тренировка, а еще репетиция съемки музыкального номера, чтобы продумать рисунок движения камеры, поймать ритм, а главное, движения должны быть не робкими и неуверенными, а точными и прицельными. И оправданными – должно быть понятно, почему именно сейчас камера совершила наезд на виртуозно двигающиеся пальцы музыканта. И конечно, качественной такая съемка может быть только с применением штатива, а лучше стедикама – устройства для подавления тряски при съемке, чтобы иметь возможность маневрировать.

Но есть и более простые в исполнении варианты, но не менее эффективные, которые и предложили участники чата. Советы очень ценные, поэтому я не могу не поделиться ими, но уже в своей интерпретации. У меня получилось два алгоритма съемки музыкального номера или другого события с непрерываемым звуковым фоном без скучного однотипного видеоряда, которые я назвала «2+2», а точнее “1х2 + 2х1”. Прочитав, думаю, поймете, почему. ))

Алгоритм 1. Съемка одной камерой дважды

Снимаем основное действие, не выключая камеру, с одной точки близко к динамику, если звук транслируется через него, чтобы он записывался непрерывно и одного уровня. Периодически быстро и точно укрупняем самые важные и интересные детали и снимаем таким образом полноценные, а не короткие, крупные планы. На следующем номере снимаем не сцену, а детали в зале – слушающих людей средними и крупными планами, реакции и аплодисменты. А если следующий номер в исполнении тех же музыкантов, то снимаем все, что не выдаст, что это из другого номера, а именно – лица музыкантов, но не руки, детали инструментов и сцены.

А при монтаже ставим планы, отснятые на втором номере в места перестройки планов на основной съемке. Процесс, конечно, трудоемкий, но результат дает очень достойный.

Если воспользоваться отдельным звуковым рекордером, то можно не снимать с одной точки, а быстро перемещаться, также не выключая камеру для дальнейшей точной синхронизации отдельно записываемого звука и изображения. А если снимать в 4К, то можно еще при монтаже получить разнообразие в планах без потери качества, укрупняя отснятый общий план отдельными частями. Но надо помнить, что для монтажа 4К-видео требуется мощный компьютер. Поэтому если планируется показывать видео в основном на небольших экранах, то можно воспользоваться этим и при съемке в HD с разрешением 1920х1080.

Алгоритм 2. Съемка двумя камерами один раз.

Вместо второй камеры можно использовать даже смартфон. Суть в том, чтобы одну камеру закрепить, а со второй перемещаться по залу, снимая детали на сцене и в зале. Схем расстановки камер много – все зависит от конечной цели. Но самый ходовой вариант – это закрепить камеру, которая будет снимать без оператора беспрерывно на общем плане или среднем близко к сцене, если звук не записывается отдельно, чтобы вместе с планом зафиксировать и звуковую дорожку. А со второй камерой перемещаемся в пределах “восьмерки” и снимаем крупные планы совершенно свободно. Бегать по всему залу не нужно – нарушится правило восьмерки, и планы будут немонтажными.

В этом случае на монтаже будет основной общий план, в который под музыку вплетаются крупные планы. Только их нужно сначала, конечно, синхронизировать в видеоредакторе. И безусловно, потребуется цветокоррекция, чтобы подравнять изображение с обеих камер друг к другу, иначе будут скачки по цветопередаче при переходе с одной камеры на другую.

Если вы хотите задать свой вопрос или поделиться собственным опытом, то присоединяйтесь к нашему чату во ВКонтакте или в Телеграме. Будем вам очень рады!