Видео в обучении:

интервью с преподавателем музыки


То, что видео очень хороший способ донесения знаний, ни у кого уже не вызывает сомнений. Поэтому так популярны сегодня всевозможные мастер-классы и видеокурсы. Но то, что видео для обучения используют в музыкальной школе, вызывает особый интерес. Поэтому я решила взять интервью у Людмилы Поддельской, которая изучила уже несколько моих курсов и создает уникальные учебные пособия в видеоформате.


 Людмила, чему и кого Вы обучаете?

– В школе искусств обучаю особенных детей. Особенных, потому что они учатся музыкальному искусству. Им открываются тайны волшебного мира музыки, и я имею к этому отношение. Веду групповые занятия теоретических дисциплин.

Как получилось, что Вы стали использовать видео в обучении?

Узнала об этом на семинаре-практикуме Боровик Татьяны Анатольевны. Она приехала к нам в Читу познакомить преподавателей со своей методикой. По окончании трехдневного семинара мы представляли свои первые пробы. 

Что оно дает ученикам и учителю?

 – Видео обогащает урок, делает его более информационным, увлекательным, образным. Да и дети нынче другие, с детского сада знакомы с современными технологиями. И видео для них –  явление обычное, комфортное. Для создателя важно сделать его качественным.   Таким, чтобы в нём сочеталось приятное с полезным.

Музыка и видео – как сочетаются?

 -Для меня это сочетание – таинство. В проектах музыка и видео – единый организм, они живут и дышат во времени одновременно. Непременно есть развитие, кульминация, финал, есть нюансы и закоулочки. Очень важно, чтобы все соответствовало. Если одно и то же видео соединять с разной музыкой, то оно будет повествовать по-разному. 

Вы сразу стали сами создавать учебное видео?

 –  Освоив азы, искала и пробовала. Очень помогали коллеги, которые уже тогда были мастерами. Процесс поиска новых решений продолжается и по сей день.

Как рождаются идеи? К примеру, как появился цикл “Сквозь века и страны”? Какая у него задача в учебном процессе?

 – Идеи рождаются просто.) Когда встречаешься в жизни с чем-то удивительным, поразительным, невероятным, красивейшим, то хочется поделиться этими открытиями со всеми, сделав зрителя участником действа. Цикл «Сквозь века и страны» появился, потому что хотелось рассказать об уникальной стране Монголии, колоритной и самобытной, таинственной и легендарной. Рассказать о ней можно музыкой и живописными картинами. Так, открыла для себя оригинального и талантливого художника Самбуу Заясайхан.

 В следующем проекте подумала: а почему не Россия? А какую Россию лучше показать? Наша страна такая большая и многоликая. Здесь использовала фотографии и песню семейских-старообрядцев своего региона, Забайкальского края (песня времен Петра I). Есть такие хранители времени. В следующем проекте решила пройтись по границе нашего государства. Казахстан. Но не нашла того материала, который бы устраивал. Зато открыла для себя восхитительные по краскам, колориту и образам живописные картины молодой пакистанской художницы Мажнур Шах.

Еще были неподражаемые реалистичные натюрморты китайского художника Янчжоу Ли  и  оригинальные детские люльки индейцев Северной Америки.

В каждом проекте –  не только видеоинформация, завораживающий музыкальный фон, но и ритмическая партитура в характерном для проекта жанре. Сочинённый мною и записанный ритмический рисунок является третьей составляющей одного целого. Он предназначен для исполнения учениками, для включения их в процесс соучастия в создании прекрасного. Если все сочетается, то проект удался. Такие проекты –  хорошее подспорье на уроках сольфеджио. Они не только закрепляют знания, умения и навыки, но и расширяют кругозор, дарят эстетическое удовольствие.   

В чем были трудности при создании видео для обучения? 

– Каждый этап работы очень кропотливый и трудоемкий. Работа «через микроскоп»: по миллиметрам, по пикселям. В интернете можно найти все нужные составляющие. Редко когда возникают проблемы с поиском материала. С ритмом тоже не проблематично, так как здесь доминантой является музыка.

Что сейчас в работе и много ли запланировано обучающего видеоконтента?

 – Сейчас идет к завершению работа над циклом учебно-методических проектов «Сказочный ларец». Но уже вызревают идеи запланированных с лета проектов.

Навык создания видео как-то влияет на Вашу работу в целом? Приходится что-то еще снимать и монтировать для школы, в которой работаете?

 – Видеопособия – большое подспорье в работе! По роду деятельности я учитель, а видео – мое хобби.  Очень рада, что получила знания в Вашей онлайн-школе. Для меня знания в области видеопроизводства  – крепкий фундамент для создания учебных проектов. Ценные знания! Параллельно с созданием этих проектов снимаю и монтирую ролики для школы. Интервью может презентовать каждого ребенка, увидеть его потенциал.  В целом ответы детей могут создать впечатление о школе. Чтобы детям было интересно отвечать, приходится придумывать что-то оригинальное: вопрос, обстоятельства, а потом еще требуется «вкусно» преподнести, оформить. Ценным считаю хронику  школьной жизни: мероприятия, концерты, конкурсы, мастер-классы, уроки и т.п. Самое важное стараюсь запечатлеть.

А на жизнь, не только профессиональную, но и личную, Ваше увлечение видеопроизводством как-то повлияло?

«Глаз» стал другим.) Мир видится по-другому. Оказывается, он намного радужней и удивительней, в нем еще столько тайн и открытий!

Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет начать создавать видеоконтент для обучения? С чего стоит начинать? Может есть какие-то конкретные советы для видеопроизводства или Вы что-то открыли для себя на практике. 

– Тому, кто собирается создавать обучающие проекты хочу пожелать решительности в действиях. Главное, чтобы рядом был тот человек, который на первых порах смог бы направлять и подсказывать. Замыслов всегда достаточно, фантазия в полете, но ведь хочется научиться делать все правильно и быстро. Шаг за шагом продвигаешься вперед, ищешь новые пути, изобретаешь и совершенствуешь свои находки. В какое-то время с радостью осознаешь, что нет границ саморазвитию, мир творчества бескрайний! Дерзайте и горите, творите! Все получится!  

О чем я не спросила, а Вы хотели бы добавить ? 

– Хотелось бы еще учиться видеомастерству. И это реально, ведь рядом замечательный профессионал и мудрый наставник! С Вами, Ольга Владимировна, легко и интересно. Очень многое открыли для меня Ваши курсы. Большое спасибо за то,  что делитесь своим опытом, видеосекретами, новыми идеями, проектами,  востребованными временем!

Я –  в Вашей команде!)

Людмила, я этому очень рада! И благодарю Вас за интервью.