Что такое частота кадров видео,
и как она влияет на ваши творения
Предположим, что вы только что купили новую камеру и, наконец, готовы приступить к съемке видеороликов… Кадр выстроен идеально, освещение замечательное… Вы включаете камеру, а она неожиданно спрашивает вас, какую частоту кадров вы выбираете сейчас? И если вы новичок в производстве видео, то этот рутинный вопрос может застать вас врасплох. Поэтому сейчас попробуем разобраться, что вам нужно знать про частоту кадров при съемке видео.
Видео — это не просто одна непрерывная запись. Это череда последовательных статичных изображений, которые быстро меняются и создают на экране движение. И вот, количество таких отдельных «картинок», которые мелькают на экране в течение одной секунды, и есть частота кадров – то самое FPS.
Кинематограф создает фильмы для большого экрана, как правило, со скоростью 24 кадра в секунду. Телевидение производит программы со скоростью 30 кадров в секунду для меньших экранов. Эту разницу мы всегда замечали при просмотре, отчего появлялись определения – киношная картинка, телевизионная картинка… И разница эта выражается в гладкости действий на экране – чем больше частота, тем плавнее изображение. Поэтому сейчас снимаются фильмы со скоростью 60 кадров, но если это, действительно, требуется. Дело в том, что такой материал занимает вдвое больше объема, чем снятый с частотой 30 кадров. Оправданным это может быть при съемке боевиков или спортивных состязаний, то есть того, где очень много быстрого движения, которое и можно сделать на экране более приятным для восприятия, избежав размытия картинки. Нечеткость изображения при быстрых и резких движениях при скорости 60 кадров в секунду будет заметно снижена.
Еще большее увеличение частоты кадров до 120 или даже 240 помогает создавать завораживающие кадры с суперзамедленным движением предметов. Если при монтаже замедлить изображение, снятое с частотой 30 кадров, то оно получится «нервным». Поэтому такие кадры нужно планировать заранее и снимать их со скоростью от 120 FPS.
Для съемки же ускоренного изображения на экране, такого как таймлепс, напротив, частота снижается до 10 кадров в секунду. При таком видео съемки, когда происходящее час в жизни превратится в несколько секунд на экране, не используется частота в 30 кадров.
Частота кадров при съемке еще влияет на размер файла отснятого видео. К примеру, минутное видео, снятое в формате HD со скоростью 30 кадров в секунду содержит 1800 отдельных фотографий, сшитых вместе для создания видео, а со скоростью 60 кадров в секунду это уже 3600 изображений.
А вот на качество «картинки» частота не влияет, потому что оно прямо пропорционально зависит от разрешения. Частота кадров повлияет на то, насколько плавным будет видео, но не повлияет на четкость изображения.
Главным диктатором при выборе частоты кадров будет ваша режиссерская задумка. К примеру, для съемки интервью подходит частота 30 кадров в секунду. Но если вы снимаете документальный фильм с реконструкциями и хотите придать им «киношную» картинку, то можно и интервью снять с частотой 24 кадра, чтобы они визуально не выделялись. Или же напротив, отделить их от остального видеоряда за счет той же частоты в 30 кадров.
Так что, выбирая подходящий FPS для съемки своего проекта, стоит подумать о том, где будет размещено это видео, есть ли какие-то особенности происходящего, нужно ли вам будет что-то замедлить или ускорить при монтаже и что важно для реализации вашего замысла.