Как снимать, чтобы планы «клеились» друг с другом

Очень часто разочарование в собственных видеосъемках приносит однообразие планов, когда они похожи один на другой. Да собственно, и планов-то никаких нет, потому что человек с камерой все снимает с одной точки, с одной высоты – высоты своего роста. Держит камеру и снимает то, что само попадает в объектив…

Кадр нужно искать, кадр нужно выстраивать! А не вот это:


Нужно менять точки съемки: и на колени опуститься, и на стул залезть. Кроме ракурса, нужно менять и масштаб съемки, то есть каждую сцену – то, что сейчас происходит у вас в кадре – снимайте набором планов разной крупности. В этом случае вы получите не просто разнообразие, а монтажный эпизод, когда каждый кадр продолжает предыдущий. Такие кадры замечательно «клеятся» друг с другом!

Немонтажность кадров, когда планы не «клеятся» друг с другом, а именно вызывают зрительный дискомфорт, происходят не только потому, что все кадры одной крупности и ракурса, а еще и потому, что при съемке было нарушено «правило восьмерки». Знаете, что это такое?

Съемка «восьмеркой» означает съемку строго по одну из сторон воображаемой оси, соединяющей беседующих или как-то еще взаимодействующих людей или других объектов. Если человек с камерой во время съемки ее пересечет, то на полученном изображении люди будут смотреть в одну сторону, а не друг на друга, как это было, например, при беседе. И в этом случае такие планы не соединишь при помощи монтажа для создания диалога людей. Так что нужно мысленно обозначить для себя эту линию и снимать только по одну ее сторону.

А чтобы действие в кадре не обрывалось, дайте ему завершиться и уже после этого останавливайте запись этого плана. К примеру, подброшенный мяч должен упасть, мчащаяся машина скрыться за границей кадра, говорящий человек закончить фразу.