Разбор типичного варианта съемки

начинающего видеомейкера

«Сцена с бутербродом»

Как это происходит чаще всего? Видеомейкер отходит на достаточное расстояние, чтобы человек умещался в кадре, и начинает снимать, не сходя с места, все его действия. Вот человек подходит к холодильнику, достает продукты. Берет нож. Нарезает сыр и принимается за хлеб. Что происходит дальше, мы не видим, потому что человек повернулся к нам спиной, по поднимающейся руке мы можем только догадываться, что он-таки сделал бутерброд и ест его. Интересно? Вряд ли. А как же снять то же самое, но грамотно?

Начинать нужно с того, чтобы определиться, что же вы хотите показать.
А что можно показать с помощью сцены с бутербродом?
Можно продемонстрировать, что этот человек – обжора.
Можно показать интерьер кухни.
Можно главным героем сделать еду.
И каждый из этих вариантов следует снимать по-разному. Допустим, я хочу вызвать у зрителей желание немедленно сделать такой же соблазнительный бутерброд и себе. Что и как я буду снимать в этом случае?

1. Снимаю, как человек подходит к холодильнику и открывает его, снимаю так, чтобы человека в кадре было видно в полный рост (общий план). Останавливаю съемку.
2. Меняю точку съемки и подхожу ближе к человеку. Настраиваю и снимаю (средний план), как человек протягивает руку и достает из холодильника сыр.
3. Теперь снимаю перебивку, например, запечатлеваю то, что еще есть в холодильнике или лицо человека (крупный план). То, что есть в холодильнике, можно снять и позже, главное, не забыть это сделать.
4. Далее ищу новую точку съемки, чтобы с нее было хорошо видно, как человек будет делать бутерброд. Настраиваю человека в кадре средним планом и снимаю, как он начал резать сыр. Снова стоп.
5. Делаю шаг к человеку и немного меняю точку съемки, с которой снимаю крупно его руки, нарезающие сыр.
6. Затем еще крупнее снимаю только нож и ломтики сыра. Важно, чтобы свет падал так, чтобы выглядело это очень вкусно.
7. Далее снимаю человека, заканчивающего нарезку, например, крупностью по грудь.
8. Потом снимаю крупно его глаза.
9. Тоже крупным планом запечатлеваю руку, складывающую сыр на ломтик хлеба, и поднимающуюся вместе с ним вверх.
10. В завершение снимаю довольную жующую физиономию человека.

Вы еще не побежали к своему холодильнику?
Согласитесь, что снятый таким образом эпизод намного выигрышней первого варианта. А называется он – монтажная съемка. При таком способе съемки время, затраченное на монтаж, значительно уменьшается, потому что эти планы нужно, в общем-то, просто соединить и получится монтажная фраза, которая передаст нужную мысль и эмоцию.

А что еще не так делает видеомейкер на этом фото?

Почему монтажная и разноплановая съемка предпочтительней?

Наши глаза, непосредственно связанные с мозгом, являются поразительно тонким прибором, способным охватить и большое пространство и сосредоточиться на крошечном объекте, исключив все остальное из сферы внимания.
Меняя позиции съемочной камеры, собирая сюжет из отдельных кусков, мы во многом копируем деятельность человеческого мозга, наши зрительные впечатления в реальной жизни, но число точек съемки может быть значительно большим, нежели число точек зрения, с которых глаз фиксирует событие. Еще и поэтому нам так интересно смотреть кино и видео.

К слову, сколько планов вы насчитаете в этом видео?

Чтобы приобрести навык монтажной съемки, проделайте дома вот такое упражнение. Оно из практикума с говорящим названием «Грязные колени и чистая душа». Это не просто набор упражнений, это практикум-крещение, пройдя который и выполнив все задания, вы обязательно снимите такие кадры, которые не только передадут то, что вы видели в реальности, но и сохранят ваши впечатления на 100%.

Итак, упражнение «Мой рабочий стол». Или любой предмет, как в видео.

От того, какие картинки запечатлевает человек с камерой, зависит представление зрителя о чем-либо. Какие картинки потребуются, чтобы рассказать о вашем рабочем столе?

1. Оказавшись в незнакомом месте, сначала мы стремимся оценить обстановку, охватить пространство целиком. Покажите зрителю ваш объект в интерьере, в пространстве.

2. Познакомившись с обстановкой, человек начинает изучать детали. Концентрируясь на предмете, мы мысленно «берем крупный план». Подумайте, какие детали на вашем столе вы хотите показать зрителям, и снимите их крупным планом. Не спешите, выстройте композицию кадра. Основной принцип – ничего лишнего в кадре.

3. В заключение – прощальный взгляд. Еще один общий план вашего героя в окружающей обстановке.

Если вам удалось снять информативные планы, если материал выглядит, как маленький фильм – упражнение выполнено на «отлично». Вы почти освоили монтажную съемку. Если случились ошибки – просто повторите упражнение. А еще лучше — снимайте такой эпизод и выкладывайте здесь в комментариях, и я с удовольствием дам вам обратную связь.